Основы вин чунь. История и легенды стиля Вин-Чунь Вин чун обучающая техника в замедленной

Занятия по Вин Чун в нашей школе проходят в , на станциях Таганская и Баррикадная.

Что нужно для первой тренировки

  • Удобная спортивная одежда (штаны, футболка), желательно черного цвета
  • Спортивная обувь на белой подошве, не оставляющая следы на полу
  • Желание учиться и готовность к непростой работе над собой

Официальную школьную форму вы можете приобрести непосредственно на занятии.

Что происходит на занятиях по Вин Чу

  • ОФП – каждая тренировка начинается разминкой и заканчивается интенсивной заминкой, направленной на проработку и укрепление целевых мыщц.
  • Отработка базовых техник Вин Чун – многократное повторение техник на воздух, что является основой для создания эффективной технической базы.
  • Работа с партнером – проверка наработанных навыков на живом человеке в условиях, приближенных к реальному бою.
  • Работа со снарядами – постановка удара, отработка точности и качества.
  • Работа в экипировке – по мере освоения достаточных технических навыков (но не ранее!) начинаются спарринги в экипировке для подготовки бойца к соревнованиям (по желанию студента).


Чего у нас точно нет

  • Мы не занимаемся в красивой цветной одежде в «китайском» стиле
  • Мы не ломаем доски и кирпичи
  • Не практикуем «беcконтактный» бой
  • Не рассуждаем о философии, духовности и энергетике
  • Не ищем магию «секретных техник» и «смертельных ударов»

Ничего лишнего - только настоящие полноценные тренировки, цель которых превратить технические элементы в рефлекторное действие через повторяющуюся практику и эффективно применять их.



Чего ждать от первых тренировок по Вин Чун

Первая тренировка будет скучной - вы будете осваивать базовую стойку Вин Чун, в которой придется простоять все занятие – да, будет нудно, сложно, с непривычки будут болеть ноги и ныть спина, но одновременно будет закладываться самая важная основа вашего обучения:

  • желание заниматься;
  • терпение;
  • умение сконцентрироваться на задаче;
  • и готовность слушать Учителя.

Если вы не сдаетесь и приходите на вторую тренировку – поздравляем!

Это значит, что вы нашли свое и действительно готовы учиться!

Результаты регулярных занятий Вин Чун

  • Развитие - развивается амбидекстрия, повышается реакция, ловкость, и владение телом,
  • Улучшаются физические качества - вы станете подвижнее, быстрее и сильнее
  • Разовьется тактическое мышление и умение выстраивать стратегию боя
  • Уверенность в себе гарантированно повысится

Базовая техника Вин Чунь

Важнейшей составляющей частью любого стиля боевого единоборства явлется базовая техника. Это фундамент на котором впоследствии будет строится весь технический арсенал школы.

Освоение базовой техники Вин Чунь начинается с изучения стоек, позиций и способов передвижений.

Под понятием «стойка» подразумевается положение ног в целом, от ступней до бедер. Когда же говорят о позиции - то речь, как правило, идет о наложении всех частей тела. Позиция - это состояние равновесия между фазой атаки и обороны.

Сущность каждой позиции - быть всегда готовым к изменению ситуации. В любой позиции боец должен иметь возможность включить в удар все тело, а так же быстро перейти в другую позицию. При этом необходимо сохранять устойчивость, так как потеря равновесия очень часто приводит к падению и, как следствие, к поражению в поединке.

Первой стойкой, изучаемой в стиле Вин Чунь является фронтальная стойка «Ицзи ким ен ма» (рис.2). Это тренировочная стойка, которая используется во всех парных упражнениях и при отработке формальной техники.

Для фронтальной стойки характерно равномерное распределение веса тела на обе ноги. Колени немного согнуты и направлены внутрь. Наложение стоп напоминает форму треугольника - носки внутрь, пятки врозь.

Расстояние между серединами стоп 35-40 см, таз немного подан вперед, бедра слегка напряжены. Туловище выпрямлено, голова располагается на одной линии с туловищем. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак и располагаются возле подмышек.

Для правильного принятия фронтальной стойки необходимо из естественной стойки (стопы вместе, ноги выпрямлены, руки опущены) сжать кисти в кулак и подтянуть их к подмышкам, сгибая руки в локтевых суставах. Далее следует развести стопы носками врозь на 30° от первоначального положения, после чего, сгибая ноги в коленях развести пятки врозь. При этом носки будут направлены внутрь (рис.3).

После принятия стойки необходимо минут пять-семь оставаться в ней для того, чтобы привыкнуть к данному положению всего тела. В последствии время пребывания во фронтальной стойке необходимо довести до получаса. Цель данного упражнения выработать правильную структуру и укрепить мышцы, связки и суставы нижних конечностей.

Одновременное изучением «Ицзи ким ен ма» отрабатываются повороты в стороны на месте. Данное упражнение вырабатывает умение уклонятся от атак противника, используя минимум сил и времени. Так же поворот служит импульсом для создания дополнительного усилия, которое увеличивает силу удара рукой.

Приняв фронтальную позицию, поверните левую стопу влево. При этом вес тела переносится на правую ногу, а туловище поворачивается налево. Следите за тем, что бы во время поворота расстояние между коленями не изменялось. Таким образом тренируется навык защиты паха от ударов ногой в эту область. Выполнив поворот, вы приняли боковую фронтальную стойку. Теперь повернитесь направо и примите исходную фронтальную стойку. Выполните аналогичный поворот направо, при этом левая стопа остается неподвижной, в то время как правая поворачивается направо. В конечном положении обе стопы должны быть параллельны. Вместе с поворотом туловища происходит смещение веса тела на левую ногу. Таким образом, принята боковая фронтальная стойка.

Повернитесь налево, принимая исходную фронтальную стойку. Повторите упражнение несколько раз. После каждого поворота задержитесь на 5 секунд в стойке, проверяя правильность ее принятия. Вначале выполняйте повороты медленно, заботясь главным образом о правильности выполняемого движения. Затем, следует увеличивать скорость, но делать это надо постепенно.

Далее следует перейти к освоению поворота без принятия промежуточного положения в основной фронтальной стойке. В данном случае туловище поворачивается не на 45° как ранее, а на 90°. Также на 90° поворачиваются и стопы, оставаясь в конечном положении параллельными друг другу. Данному виду перемещений следует уделить особое внимание на начальном этапе обучения. Рекомендуется выполнять не менее 100 поворотов за тренировку.

Для повышения эффективности целесообразно использовать дополнительное отягощение в виде ремня со свинцовыми вставками.

Основные ошибки:

1. Вес тела при повороте равномерно распределяется на обе стопы.

2. Пятки или носки стоп отрываются от поверхности земли, вследствие чего теряется равновесие.

3. Не сохраняется расстояние между коленями. Из-за выпрямления ног или чрезмерного их сгибания.

Теперь необходимо перейти к изучению боевых позиций, используемых в стиле Вин Чунь. Для начала рассмотрим правильное положение рук. На рис. 4 представлено такое положение.

В данном случае правая рука выдвинута вперед, кисть раскрыта, пальцы направлены вперед-вверх. Локоть правой руки располагается на расстоянии 15 см от туловища. Кисть левой руки также раскрыта, пальцы направлены вверх. Кисти обеих рук расположены на центральной линии, которая параллельна центральной оси тела, делящей его на симметричные части (рис.5).

Данное положение рук является оптимальным для защиты, так как дает возможность отражать любые атаки. Рука расположенная впереди может первой блокировать атаку, а так же наносить упреждающие удары. Другая рука, прикрывая туловище спереди и сбоку, так же используется для нейтрализации атак и проведения контратак.

Существует две позиции: правосторонняя (рис.6)

и левостороння (рис.7)

фронтальные позиции. В правосторонней позиции правая рука располагается впереди, а в левосторонней - левая. Использование той или иной позиции напрямую зависит от того какая рука является более сильной. Обычно правша принимает левостороннюю стойку, в то время как левша - правостороннюю. Иногда встречаются исключения.

Описанное выше положение тела еще не является боевой позицией. Для ее принятия следует выполнить некоторые действия. Из позиции изображенной на рис.6 выполните поворот и примите боковую фронтальную правостороннюю стойку (рис.8).

Если повернуться направо из позиции изображенной на рис. 7, то вы примите боковую фронтальную левостороннюю позицию (рис.9).

В некоторых версиях стиля Вин Чунь (направление Вильяма Чена) эти позиции яатяются боевыми и используются в качестве исходного положения перед началом поединка.

Мы подошли к изучению передней боевой позиции. Для того чтобы ее принять необходимо из предыдущего положения (рис.10) перенести вес тела на левую ногу, а затем переместить правую ногу по дугообразной траектории вперед, принимая боевую переднюю правостороннюю позицию (рис.11).

Аналогично принимается боевая передняя левосторонняя позиция (рис. 12), при этом вперед выставляется левая нога. Диаграмма перемещения стоп изображена на рис. 13

В боевой передней позиции вес тела смешен на сзадистоящую ногу. Стопы расположены почти параллельно друг другу. Ноги немного согнуты в коленях и напряжены. Колени направлены внутрь и как бы притягиваются друг к другу. Корпус повернут в сторону на 30-45°. Руки находятся в основном защитном положении. Туловище выпрямлено. Голова немного опущена вниз, взгляд направлен вперед.

В боевой передней позиции впереди стоящая нога должна быть почти полностью свободна от давления веса тела. Это необходимо для быстрых перемещений вперед, нанесения стопорящих или упреждающих ударов, а также для блокирования атак ногами на нижнем уровне.

Любой поединок представляет собой динамическое действие, сопровождаемое перемещением тела в пространстве посредством различных видов шагов. В стиле Вин Чунь передвижениям отведено особое место. Фактически от своевременного шага (уходе линии атаки, сокращение дистанции) зависит надежная оборона и эффективная контратака. В основе правильного шага лежит стабильная позиция. Потеря равновесия исключает возможность выполнить перемещение в нужном направлении и в нужный момент.

Правильным является такое передвижение которое обеспечивает способность быстро перейти от одного технического действия к другому, сохраняя равновесие, подвижность и контроль ситуации.

Передвижения составляют важнейшее средство тактики. Все действия и комбинации, почти без исключения основаны на различных передвижениях. Поэтому умению легко и правильно передвигаться придается исключительное значение. Основным видом передвижений в стиле Вин Чунь является приставной шаг. Он используется для сближения с противником при атаке и разрыве дистанции для подготовки контратаки.

Основу приставного шага составляют "скользящие" шаги.

Они позволяют постоянно сохранять равновесие и удобное положение тела во время поединка и легко создавать исходные положение для ударов.

Для того, чтобы выполнить передвижение вперед примите правостороннюю боевую переднюю стойку (рис. 14).

Правой ногой сделайте скользящий шаг вперед, наступая с пятки на носок (рис. 15).

Как только правая нога коснется поверхности земли, сделайте приставной шаг левой ногой, которая также ставится с пятки на носок (рис.16).

Позиция остается прежней, то есть, если вы начинали передвижение из правосторонней позиции, то и прийти должны в правостороннюю позицию.

Руки во время передвижений не меняют своего положения. Длинна шага не должна быть слишком большой.

При передвижении назад из передней боевой правосторонней стойки (рис. 17) первой делает скользящий шаг левая нога (рис.18), а затем подтяните правую ногу (рис.19), принимая исходное положение.

Аналогично выполняются передвижения в стороны. Если необходимо выполнить шаг влево из передней боевой правосторонней позиции (рис.20) первой перемещается левая нога (рис.21), после чего правая нога подтягивается к левой ноге (рис.22).

Когда передвижение выполняется вправо, из передней боевой правосторонней позиции (рис.23) первой шаг делает правая нога (рис.24), а затем левая нога подтягивается к правой ноге (рис.25). При любом виде передвижений необходимо следить, чтобы корпус не раскачивался из стороны в сторону, не приподнимался и не опускался. Так же необходимо контролировать длину шага. Обе ноги должны совершать одинаковые по длине шаги с тем, чтобы в конечном положении оказаться в правильной стойке.

Существуют несколько способов отработки приставного шага.

1. Выполните одно передвижение вперед-назад, вправо-влево сначала медленно, затем быстро.

2. Выполните два последовательных передвижения вперед-назад и вправо-влево.

Поменяйте стойку и выполните описанные выше упражнения.

После того, как приставной шаг будет освоен и станет естественным, для повышения эффекта от тренировки целесообразно использовать отягощение, прикрепляемое к щиколоткам ног. Отягощение должно быть небольшим - 1-2 кг. Такая тренировка дает хороший результат и через некоторое время вы почувствуете насколько быстрыми и легкими стали ваши шаги.

Помимо приставного шага в Вин Чунь изучаются и другие способы передвижений. Однако знакомство с ними начинается на втором этапе обучения, поэтому они будут рассмотрены в следующей книге.

Из книги Вин Чунь. Техника первого уровня автора Вэйхань Лю

Из книги Вин Чунь.Техника второго уровня автора Вэйхань Лю

Философские и психофизические основы Вин Чунь Основой для понимания Вин Чунь как боевого искусства является концепция Инь-Ян. разработанная мыслителями Древнего Востока, которая отражает базовые принципы лаоской модели мироздания.В представлении даосов безграничную

Из книги Шаолиньское ушу автора Чертовских Евгений Викторович

Тренировочный процесс в Вин Чунь и его принципы Освоение боевого искусства требует от ученика соблюдения определенных правил, которые регламентируют проведение тренировочного процесса, с целью получения максимального прогрессирующего эффекта. Рассмотрим эти

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Основные принципы и структура Вин Чунь Как истинное боевое искусство Вин Чунь имеет свою теоретическую базу, основанную на оригинальных принципах, что делает данный стиль очень эффективным в реальном поединке.Принцип первый: избегать противопоставления силы

Из книги Брюс Ли: сражающийся дух автора Томас Брюс

Базовая техника Вин Чунь На второй этапе обучения Вки Чунь водятся новые элементы базовой течннки, которые будут представлены в этой главе.Мы начнем рассмотрение новых техник с ознакомления с некоторыми способами передвижения, которые используются в реальном

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 6. Техника мечей-бабочек "Бат Чам Дао" автора Дудуечан И.

Тренировочный процесс в Вин Чунь Успех в изучении искусства поединка напрямую зависит от качества построения тренировочного процесса. Бездарно составленный план тренировок может, как минимум, затормозить вас в развитии, или, что еще хуже, заставить топтаться на месте.

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 5. Техника шеста "Лук Дим Бук Гунь" автора Федоренко А.

ГЛАВА 5 БАЗОВАЯ ТЕХНИКА ШАОЛИНЬЦЮАНЬ Базовая техника является азбукой всего технического арсенала ушу. От того, как обучаемый освоит базовую технику, будет зависеть успех дальнейшего изучения техники изучаемого стиля или направления. Этот процесс можно сравнить с

Кадочников Алексей Алексеевич Из книги автора

БАЗОВАЯ СТОЙКА Базовая стойка - оптимально удобное положение тела, позволяющее выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (фото 1, 2).При принятии базовой стойки, ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный

Из книги автора

Базовая программа Для тех, кто не знает, с каких упражнений начать, я рекомендую следующие - наиболее эффективные и безопасные:РазминкаВсе упражнения.Упражнения стояОтвод ноги назадБоковое поднятие тазаНаклоны головы с упором спередиНаклоны головы с упором

Вин-Чунь — китайская школа ушу название которой можно наиболее точно перевести как «Вечная весна».

Вин Чунь - по своему уникальный вид единоборства, органично сочетающий рациональную технику с четко выстроенной теорией.

Для этого стиля характерно ведение ближнего контактного боя, где используются быстрые удары и плотная защита в комбинации с достаточно подвижной стойкой.

Традиционно происхождение стиля связывают с находившимся в провинции Фуцзянь монастырём Южный Шаолинь. Существует несколько версий появления этого стиля. Согласно одной версии, стиль преподавался жителям близлежащих деревень настоятелем Южного Шаолиня Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики.

Исходя из другой легенды стиль был создан пятью мастерами этого монастыря, которые разработали его в Зале Восхваления Весны. Легенда номер три гласит, что стиль создала женщина Янь Юнчунь то ли на основе учения отца(бывшего южношаолинского послушника), то ли исходя из науки монахини Умэй. Однако в первой трети ХХ века были проведены исследования, результатом которых стало опровержение существования Южного Шаолиня, как такового. А все перечисленные персонажи не более, чем вымысел.

Более-менее достоверно историю стиля можно проследить лишь с конца XVIII века.

Распространение Вин-Чунь по миру

Распространителями его стали актёры бродячей труппы «Красная джонка». Стиль странствовал вместе с актерами труппы и в первые десятилетия XIX века его изучали разные люди во всех концах провинции Гвандунь. Стиль использовался всеми слоями населения.

В середине XIX века два актера труппы покинули театр и переехали в город Фошань. Здесь они обучили вин-чуню аптекаря Лян Цзаня. А он, в свою очередь, стал победителем во многих боях и стал известен как «король винчуня». Он частным порядком обучал в своей аптеке желающих постич данный стиль. Оставив свой бизнес и вернувшись в свою родную деревню Лян Цзань обучил своему стилю многих своих односельчан. Именно Фошань стала родиной наиболее известной на сегодня версия юнчунь.

Им Ман первый известный мастер Вин-Чунь

Самым известным из выходцев фошанской школы является Е Вэнь, более известный как Ип Ман.

Начиная с 1949 года и до самой своей смерти Ип Ман преподавал в Гонконге юнчунь, подготовив огромное множество известных сегодня мастеров и просто бойцов. На сегодня в Гонконге существует множество секций винчунь, где преимущественно преподают ученики Ип Мана.

Но вместе с тем также много секций, где преподают представители других направлений Вин Чунь. Наверное, наиболее известным на Западе учеником Патриарха Вин Чуня является Ли Сяо Лун, более известный нам как Брюс Ли. Патриарх Ип Ман закономерно считается основателем современного вин чунь. И дело даже не в том, что большинство современных ветвей этого стиля восходят или к нему, или к его ученикам. Личный вклад этого человека в развитие стиля переоценить невозможно.

Фактически Ип Ман это прежде всего человек, выведшим вин чунь из тени и показавшим миру его силу и красоту.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет свою историю с 1939 года, когда легендарный китайский мастер Жуань Цзиюнь, приехал в Ханой по просьбе Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме.

На сегодняшний день существует множество ветвей стиля вин чунь, ниже некоторые из них:

    Кулак вечной весны Ип Мана.

    Кулак вечной весны провинции Фуцзянь.

    Кулак вечной весны Фэн Шаоцина.

    Кулак восхваления весны рук Будды.

    Кулак восхваления весны деревни Гулао.

    Малайский вэнчунькуэн.

    Кулак восхваления весны Юго-Восточной Азии.

    Вьетнамский винчунькуэн.

    А также стили различных семей.

Стиль боя Вин-Чунь

Система боя вин чунь кунг-фу это во многом уникальное боевое искусство. В вин чунь сочетается очень агрессивная манера ведения схватки с мягкостью, рассчитанная на пресечение боя в минимальные сроки, Также вин чунь характеризуется виртуозной техникой боя на средней и ближней дистанциях.

Как известно, в ударных стилях средняя дистанция является наиболее опасной, т. к. на этой дистанции крайне тяжело защищаться от ударов противника. В каратэ, боксе, кикбоксинге, и в многих других стилях кунг-фу боец задерживается на средней дистанции не дольше, чем это нужно для проведения быстрой комбинации, рубки или размена ударами. После этого проводиться уход на дальнюю дистанцию или клинч.

Не стоит забывать, что клинч, как правило, ведёт к переходу в партер, что является опасным в реальном поединке, особенно с представителями борцовских стилей.

Техника боя Вин-Чунь

Вин чунь кунг фу обладает особенной техникой боя, дающей возможность обезопасить себя на этой предельно опасной дистанции. Для техники боя в вин чунь характерен принцип одновременного использования обеих рук приводящих к сковывание рук противника с одновременной атакой.

Видео: Где и как работает вин чун?

В технике кунг фу вин чунь практически отсутствуют пассивные способы защиты. Любая защита одновременно является и нападением, что экономит время и не позволяет сопернику перехватить инициативу, навязывая ему способ боя, выгодный вам. Для большинства ударных стилей, как то бокс, каратэ, кикбоксинг и других боевых искусств характерны периодические размены ударами. Результат таких разменов довольно сложно предсказать т.к. часто выигрывает противник, обладающий более высокой скоростью, большей силой, большое значение имеет случай.

Техника вин чунь позволяет уклоняться от разменов ударами и рубки. На первый план выходит используемая техника, а не принцип «кто быстрее и сильнее, тот и победил». Как следствие, это помогает побеждать более сильных, быстрых и крупных соперников.

Техника ударов

Стоит обратить особое внимание на технику проведения ударов в вин чунь. Она отличается от общепринятой для ударных стилей. Все удары подобраны с использованием принципа экономии энергии и достигают цели по кратчайшей траектории, что в свою очередь позволяет опережать действия противника. Атака обычно проводится по уже обездвиженному противнику когда он не способен эффективно ответить.

При передвижениях и ударах используется принцип захвата центральной линии, что способствует правильному распределению сил. Косвенным образом это приводит к постоянному прессингу и выведению противника из равновесия, зачастую даже без специальных захватов и рывков.

Цель создания Вин-Чунь

Техника и базовые принципы вин чунь построены на учении о гармонии Инь-янь. Вин чунь — это, в первую очередь, система самообороны, нацеленная на максимально быстрое пресечение боя. В вин чунь используются приемы боя, запрещенные в чисто спортивных дисциплинах, такие как удары в горло, пах, глаза, по болевым точкам, захваты и изломы мелких суставов и костей и т.п.

Поэтому техника вин чунь не эффективна в спортивных поединках, так как теряется его основная направленность и потенциал. При тренировке адептами вин чунь большое внимание уделяется работе с захватами, ударам ребром ладони и пальцами и т.п. При использовании защитных средств как то боксерские перчатки, накладки, бинтования рук использование большинства техник вин чунь становится невозможным.

Использование поединков, в которых действуют спортивные правила можно использовать разве что в тренировочных целях.

Что развивает Вин-Чунь

Отличительной чертой тренировки в вин чунь является Чи Сао - набор упражнений проводимых в паре и помогающих развить и отточить изучаемые теории и техники. Чи Сао развивает реакцию, чувствительность и координацию, учит правильно применять собственную силу, справляться с превосходящей физической силой противника и использовать преимущества возможной короткой и средней дистанции.

Видео: Бой вин чун в полный контакт

Доброго времени суток, Бойцы! Всем ли известна такая система боя, как Вин-Чун? Поговорим о её достоинствах, небольших недостатках, и на что следует обратить внимание, чтобы извлечь максимальную выгоду из практики этой школы.

Неизвестно как возникшая, имея крайне интересную историю, вин-чун в наш век пытаются запихать в рамки спорта, но происходит это, к счастью, с некоторыми затруднениями, в силу специфики решаемых её задач, её арсенала и нарабатываемых ею навыков.



Убери воздействия пальцами по уязвимым зонам – и образуется пустота. Перестань метить по уязвимым зонам, придётся бить в более защищённые. И что останется от системы? Чи-сао и простейший прямой. И превратится вин-чун в другую систему: спортивную и беззубую.

Система вин-чун до сих пор является самой популярной школой ближнего боя: при её достоинствах, недостатки не такие уж существенные. И которые достаточно легко ликвидируются, при условии, что это действительно, недостатки системы, а не недопонимание занимающегося. Здесь я привожу одну небольшую статью со своими вставками, так сказать, моим личным мнением, которое у других может быть своё. И небольшими рекомендациями, которые могут неплохо повысить мастерство бойца, но не за счёт дополнений техник из других единоборств, а действуя в рамках системы. Сначала, в рамочках, идут выдержки из статьи, потом я излагаю свои соображения по тем или иным аспектам вин-чун.

Практикующий. Отдав стилю вин-чун одиннадцать лет своей жизни, я могу теперь спокойно рассуждать о том, что в вин-чун есть и чего ему не хватает. К сожалению, многие люди, начиная заниматься различными боевыми искусствами, возлагают на них слишком большие надежды, не замечая специфики и задачи, которые должен решать стиль, вследствие чего, часто идёт разочарование в выбранной школе боя.

Теперь, конкретнее о вин-чуне. Конек стиля – ближний бой, техника захватов и «раздергивания рук», а так же методы контроля. Основной минус, это отсутствие одиночных акцентированных действий типа «удары». Ставка идет на точность, скорость и количество. По теории стиля лучше ударить несколько раз, так как это будет создавать «кумулятивный» эффект, то есть накопление и суммирование воздействия.

Именно детальная проработка вскрытия центральной линии является сильной стороной этого стиля. Что-же касается методов контроля, то тут я не совсем согласен, что чи-сао так уж хорошо нарабатывает способность к контролю рук противника: в том же тай-чи, унибос, багуа-чжан или это ставится не в пример лучше.

Дело в том, что в некоторых направлениях вин-чун в чи-сао отсутствует элемент неожиданности, оно напоминает каратэобразное ката, в котором все движения выполняются только так, а не иначе, вследствие чего, у начинающих изучать его, после первых же тренировок, мозг адаптируется и просто-напросто спит «по-ходу» отработки упражнения.

Делу несколько может помочь проведение неожиданных атакующих воздействий во время отработки этого упражнения, но всё равно, эффективность можно увеличить многократно. Для этого достаточно в вин-чун при отработке чи-сао, начать отрабатывать необусловленный контакт-контроль конечностей противника. «Необусловленный» - это значит, что противник-напарник сам должен решать, какое движение ему сделать в конкретный момент времени. И чем эти движения будут разнообразнее, тем лучше, в результате чего, напарник всё время будет вынужден находится в состоянии концентрации на упражнении.

Далее. Да, в вин-чун есть требование проводить несколько атак в одну зону. Тут создатель системы абсолютно прав: это особенность человеческого тела — после первого пропущенного удара, атакуемая зона расслабляется, порой, в несколько раз, и её становится легче пробить. Что же касается, отсутствия одиночных акцентированных воздействий, то тут автор не совсем прав: они существуют, но исполняются вместе с захватами. Да и если противник упал, вследствие его проведения, то зачем уже работать серией? Разве что, вспомнив выражение: «Лежачего не бьют, но здорово пинают», добавить ногой пару раз.

Практикующий. Но как быть, если противников несколько, и мы не можем «застревать» на каждом. В такой ситуации, мы не можем тратить больше одного удара на каждого.

Данная проблема в вин чун решается просто: достаточно сломать стереотип, что серией нужно работать исключительно по одному нападающему. Иначе говоря, серия ударов проводится, но по разным противникам.

Отсюда, на тренировках нужно уделять время на проработку серийных действий не по одной точке, а в круговую. И расположенным не только на разных высотах, но и расстояниях от исполнителя. Кроме этого, учесть ещё и то, что сами связки должны быть «гибкими»: т.е, после какого-то удара, нужно уметь нанести любой другой, ориентируясь по сложившейся ситуации. Пройдя такой тренинг, человек будет работать по классике вин-чун, т.е, сериями, но сможет без проблем, наносить удары, входящие в них, по любому противнику.

Другое дело, что с моей точки зрения, вин-чун несколько жестковата, поскольку в ней маловато способов усиления движений, в том числе и атакующих. Отсюда, и трудности с быстрым проведением ударов в связках по всем направлениям.

Практикующий. И тут начинаются проблемы, если бить не на «вынос». Из этой ситуации я сначала пытался выходить с помощью локтей, но для локтя нужно сильно сблизиться с противником. Пару раз меня схватили за одежду и повалили. После этого я решил, что акцентированный удар нужен. Их я позаимствовал из . Разумеется, добавил и физический тренинг. Это – обычные отжимания и отжимания с хлопками. Еще одно интересное упражнение с . Гантели берем за гриф (я использовал разборные гантели и выставлял на них четыре кг). Руки вытягиваем перед собой (гантели параллельны полу) и делаем «ножницы». Я думаю, все помнят это упражнение по урокам физкультуры. Для тех, кто не помнит: вытягиваем руки перед собой и попеременно скрещиваем одну, над другой. Выполняем упражнение три минуты. После этого, разворачиваем гантели перпендикулярно полу, и опять выполняем упражнение. Упражнение выполняется до утомления.

Так же хорошо кидать от груди набивной мяч, если мяча нет, можно найти камни и покидать их. Если есть возможность поколоть дрова, обязательно воспользуйтесь. Отличное упражнение. К тому же хорошо расслабляет нервную систему. Аналогом может служить работа кувалдой по покрышке грузового автомобиля. Так же рекомендую работу с эспандером, он, кажется, называется «эспандер лыжника». Зацепили эспандер, и работаем удары, зажав ручки в кулаках. Хорошо работать с утяжелителями. Я не брал больше 500 грамм, так как можно повредить локти. И последнее упражнение, его я позаимствовал у бойцов стиля киокушинкай. Оно выполняется с партнером: партнер становится сзади, берет пояс от кимоно за оба конца, набрасывает середину Вам на область талии и слегка натягивает. Партнер должен стоять в устойчивой позиции. Вы наносите удар с шагом, так, чтобы удалось сдвинуть партнера. То есть, чтоб Вам удалось протащить его за собой.

Обратите внимание, что человек решил, что «необходим акцентирировнный удар». То есть, это его личное мнение, основываясь на котором, он в будущем может быть создаст своё направление вин-чун, в котором ставка будет на одно поставленное атакующее действие. Другой человек может прийти к другим выводам и решениям, и так будет во все времена, только вот люди не понимают, что это, скажем так, будет их индивидуальный стиль вин-чун, подходящий исключительно под них.

Если же говорить про удар «на вынос», то это решительно непонятный мне момент: почему в него так все вцепились? Наверно, подсознательная установка, что «русский богатырь два раза не бьёт», а значит, необходимо добиться того, чтобы противник «высекался» с первого же раза. Ведь считается, что удары «на вынос» очень сильны. А если серьёзно, то зачем ставить такие времяёмкие в изучении, движения, да ещё и с вероятностью потерять равновесие? Ведь существуют многочисленные публикации с перечислением уязвимых зон тела.

И я не пойму, почему по ним не работают, а стараются тут же долбануть кулаком «куда-ни-попадя», а потом ещё и жалуются, что кисть повредили! Сплошь и рядом в вин-чуне идёт работа пальцами, коленями и локтями: во всяком случае, кулачных моментов там маловато. Сами их нарабатывают по всем известным трём зонам, повторять которые уже просто не хочется. Так нет же! Щёлкнуть пальцами по глазам и спокойно удалиться пока противник промаргивается, считается на по-мужски, а вот устраивать возню с обычными прямыми «боксёрскими», которые очень часто не поставлены - это в порядке вещей!

Я хочу сказать следующее: в вин-чуне потому и нет ничего такого, что в этой системе другой подход к вопросу достижения победы. Не бороться - её цель, выясняя, кто сильнее, техничнее и быстрее, а быстрое поражение атакующего путём «запирания» его конечности или её отвод в сторону с одновременной контратакой ударами по уязвимой зоне.

Мне просто кажется, что люди просто-напросто боятся работать по таким зонам, а потому, не отрабатывают на тренировках действия по ним, в результате чего эффективность системы резко падает. И получается следующий парадокс: человек ищет боевую систему, а найдя таковую, тут же её «начинает совершенствовать», выкидывая всё самое эффективное, поскольку считает, что так работать жестоко и негуманно.

Пытаясь решить эту проблему, они начинают модернизировать систему различными добавлениями, которых, как они считают, не хватает системе, и обычно, это попытки поставить прямой боксёрский «на вынос».

Практикующий. Второй минус вин-чун заключается в том, что там маловато , а так же в том, что уровень их проведения не выше колена. Для расширения арсенала часть их я позаимствовал из савата, а часть – из таеквондо. Уровень ударов при этом поднял до пояса.

Технику описывать не буду, а только дам несколько рекомендаций. Для укрепления ног я использовал обычный бег, бег по лестнице и бег в горку. Так же хорош «гусиный шаг». Если тепло, и где-то поблизости есть водоем, то – бег по колено в воде. Если водоема нет, но есть песок, то бег по песку. Зимой, если есть снег, то – по снегу.

Для развития силы удара ногой я использовал статику, то есть фиксировал удар на том уровне, на каком хотел нанести удар, и старался удерживать ногу в таком положении максимальное время. Либо, делал это упражнение медленно, максимальное количество раз. И, конечно, отрабатывал движения с утяжелителями. Утяжелители продаются в любых спортивных магазинах

Нормально, плюс системы превратить в минус. Зачем спрашивается насыщать систему дополнительными приёмами, если они все равно, никогда не будут отработаны в должной степени? Да, удары по ногам противника наносятся максимум «в живот», но этого более, чем достаточно. Основные цели здесь - это колени и потому, что они являются уязвимыми, но работать по ним не хотят, наверно, боятся закона, в отличии от нападающих, для которых закон «до лампочки».

Огромным плюсом вин-чун является его простота, так и незачем всё усложнять, ведь залог боевого успеха системы в сверхкачественной отработке техники, а не в её количестве. И абсолютно незачем насыщать систему высокими действиями ног, ведь это автоматически потребует от занимающегося наличия растяжки, что тут же исключает из рядов поклонником пожилых людей, да и время на освоение вин-чун многократно возрастает.

Практикующий. Наконец, третий минус вин-чун, это плохо проработанный раздел борьбы в стойке и в партере. Из этой ситуации я вышел с помощью изучения дзю-дзюцу и самбо. Также, я обратил внимание на методики выведения из равновесия, используемые в стиле Кадочникова.

Для укрепления кистевого хвата я использовал вис на перекладине, отжимания от пола на пальцах, «толкание» стены (это изометрическое упражнение). Для выполнения этого упражнения подходите к стене, упираетесь в нее руками и пытаетесь «сдвинуть». При этом напрягаете все мышцы тела, но не более чем на пятнадцать секунд. И последнее упражнение: из мешковины шьете мешочки, размером 40х40см заполняете их грецкими орехами или керамзитом (керамзит более дешевый вариант). Для увеличения/снижения веса мешочки досыпаете/высыпаете песок. Мешочки подбрасываете и ловите, используя укладку «тигриные когти».

Тут я согласен - в партере бойцы стиля работать не умеют. Они своими действиями просто стараются не доводить до этого;) Другое дело, что мне не понадобилось одиннадцать лет тренировок по вин-чун, чтобы это понять, хе-хе.

Иначе говоря, человек одиннадцать лет изучал не вин-чун, нет. Он изучал пять систем: бокс, самбо, дзю-дзюцу, саватт и тэквандо. Соответственно, и тренировочное время у него делилось поровну между этими системами. А вин-чун просто считал основной своей системой. Конечно, в целях понимания основного стиля, которым занимаешься, крайне желательно посещать и другие секции, но не для того, чтобы изучать их столь же тщательно, как основную систему боя, а для того, чтобы просто быть «в курсе», да и спарринги с представителями других школ боя, крайне полезны в целях приспособления изученных движений под иные атакующие движения, а также чтобы научится учитывать параметры противников.

Вот например, такая всем известная система боя, как тайский бокс или . Ведь примитивная донельзя. И в партере биться не умеют, и против нескольких, потому что она спортивная система, но никому и в голову не приходит, что её необходимо дополнительно насытить какими-то приёмами. А всё почему? Потому что они не гонятся за количеством приёмов, а работают «на качество» их, результате чего тайские боксеры и считаются сейчас весьма опасными противниками…

Практикующий. Приведенные мною методики тренировок помогли мне в свое время ускорить прогресс в практике стиля. Кончено, многие скажут, зачем ноги или борьба, если я все сделаю с помощью рук. На одном из семинаров Дерека Вернона (грэндмастер по вин-чун из Великобритании) он долго мне объяснял, что ноги и борьба не нужны в Вин Чуне. На что я резонно возразил: «Но я же не мастер, и я их использую» он же ответил: «Так становись им!».

Конечно, стать мастером хорошо, но порой драться приходится, пока ты еще не стал мастером. И даже после одиннадцати лет практики, когда я уже могу сказать что, что-то начал понимать в вин-чуне все кажется мне не таким однозначным. Поэтому, обратите внимание на эти моменты сейчас. Удачи вам на Пути.

Плюсы вин-чун. Минимум техники при высокой эффективности, если соблюдаются некоторые правила. Хорошо проработанная методика при работе «лицом к лицу». Уделено внимание развитию чувствительности, что редкость в наше время. Это одна из немногих боевых систем Китая, которая ещё может «завалить». Компактная, практичная, простая, абсолютно непохожее на то ушу Китая, что сейчас распространено со своими вычурными движениями. По уровню отработки движений, напоминает каратэ, только в компактном исполнении.

Огромным плюсом вин-чун является совмещение защитных действий с атакующими. В чём тут «фишка»? Многие наблюдали в фильмах различного рода перестрелки, когда кто-то, высунувшись из-за прикрытия, несколько раз стреляет в направлении противника, и тут же прячется обратно. После этого, уже высовывается противник и в ответ выпускает обойму, и тоже прячется. И так по очереди.

Точно такое же явление наблюдается и в боевых искусствах: человек наносит удар и переходит в защиту (прячется). В свою очередь, противник делает тоже самое и тоже уходит в защиту. И какой тут смысл? Бессмысленный обмен ударами, которые блокируются: тоже самое, что и перестрелка - чего стрелять, если противник укрылся за какой-нибудь стеной?

Вот как раз, принцип одновременного проведения защит и атак и ликвидирует эту глупость. Захват не даёт противнику уйти в защиту, а кроме того, дополнительно придаётся сила атакующему движению за счёт использования дополнительного источника опоры.

Быстрые уходы с линии атаки сочетаются с ответными контратакующими действиями, в основном прямолинейного характера. Поскольку, после защиты, человек часто выходит на близкую дистанцию, он может использовать удары «короткого рычага» — локтями и коленями.

История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.

В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Вин Чунь, переводимом на русский язык как «Цветущая Весна». Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя – Вин-Чунь. Неполные родословные стиля, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча Истину под покровом Времени.

Впервые о Вин-Чунь узнали 300 лет назад, во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Маньчжуры, правившие Китаем, проводили политику кровавых расправ, что приводило к народным восстаниям в разные годы правления.

Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания. К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.

Для обучения традиционным методом борьбы необходимо было 10-15 лет. Пятеро монахов, собравшись вместе, обсудили и отобрали самые эффективные технические приемы для экспериментального обучения, которое сокращалось до 5-7 лет. Они тщательно выбирали учеников. Новый метод еще не успел распространиться, как войска маньчжуров начали карательную операцию Шаолинь, ставший символом воли и независимости китайцев. Их целью было уничтожение мастеров кунг-фу. Монахи и ученики стойко боролись и отразили все наступления армии императора, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. Группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла. Армия захватчиков жестоко подавила сопротивление, потопив его в крови, но пятерым монахам удалось спастись. Их имена: Ти Тин Тин Сы (Добрая Воля), Миу Хин Лао Сы(Бессмертная Кошка), Бат Ми Лао Сы(Белая Бровь), Фун Дао Дык Сы(Вежливость-Образованность) и Нгу Май Лао Ни(Цветок Май – Пять лепестков). Нгу Май ушла в храм Бат Хак (Белый Журавль) на горе Дай Лю Сы (Большая гора) провинции Ты Сюэн. Она всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре «Света сыновней почтительности» (Гунсяосы).

В это время жил человек по имени Ним Ний. Его жена умерла и он остался со своей единственной дочерью Ним Вин Чун (Вечная Весна). Они ушли в провинцию Ты Сюэн и открыли там лавочку. Ним Ний обещал выдать свою дочь за человека по имени Лыэн Бак Чу. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Ним Ний не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Вин Чун, не желая становиться его женой, бежала из дома в монастырь Бат Хак. Там она встретилась с Нгу Мэй. Вин Чун поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Вин Чун в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.

Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вин Чун, любимой ученице Нгу Мэй.
После смерти монахини в 1726 году Вин Чун продолжала совершенствовать свои тело и душу. Однажды она пошла в лес и услышала грозное рычание хищников. Осторожно раздвинув ветви, она увидела, что сражаются тигр и леопард. Они дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард – хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть, и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.

Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Вин Чун на мысль о создании еще двух стилей единоборств. Когда, вернувшись в храм, Вин Чун совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нгу Мэй и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует пяти лепесткам распустившегося цветка Мэйхуа, всегда напоминая о первом Учителе, и подразумевает пять основ восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера, и пять состояний бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Спокойствие и Смелость.

Вин Чун выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя – близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.

Вскоре Вин Чун вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Вин Чун пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.

После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.

Лыэн Бак Чу передал секреты Вин-Чунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы «Красная Джонка» и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником по имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.

Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.

Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Вин-Чунь, усилив его боевые возможности.

Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Вин-Чунь прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Вин-Чунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Вин-Чунь». Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Вин-Чунь.

Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу «Ва – Деревянные руки». Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал «руки» деревянному манекену (мокчжон).

Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу «Ва – Меняла», который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Вин-Чунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунг-фу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.

Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, «Ва – Деревянные руки» привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Вин-Чунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику «липких рук» в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку. Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол. Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил «Ва – Деревянные руки», каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Вин-Чунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. «Ва – Деревянные руки», вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда «Ва – Деревянные руки» вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Вин-Чунь и каковы его способности. «Ва – Деревянные руки» этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.

После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ – одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Вин-Чунь.

Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Вин-Чунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Вин-Чунь.

По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Один из его учеников был Брюс Ли.

Современные представления о Вин-Чунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах